Мастер золотые руки

Михееву Сергею Даниловичу посвящается...

 

Никто не вечен в мире, все уйдет, но вечно имя доброе живет.       

 

Трактор в Новом ТоръялеКто когда-нибудь проезжал мимо здания сельского профтехучилища в Новом Торъяле, конечно же, обратил внимание на трактор «Универсал», стоящий на высоком постаменте у входа в производственные мастерские. Колеса с шипами, руль, тяги, даже сиденье в дырочках все из стали, чугуна, железа. Вот уж поистине «стальной конь», про который в давние теперь уже годы сложили и пели красивую песню: «Мы с чудесным конем все поля обойдем...»

Есть во дворе мастерских ССПТУ-3 уголок, попадая в который ощущаешь себя перенесенным лет на тридцать-сорок, а то и поболее назад.

Вот стоит автомобиль ГАЗ-АА, больше известный среди шоферов той далекой поры, как «полуторка», то есть поднимавшая полторы тонны груза. Это один из первых советских грузовиков, которые стали выпускать на Горьковском автозаводе в 1932 году мощностью в 40 лошадиных сил. А вот не менее известная машина-трехтонка «ЗИС-5». В ней двигатель посильнее- в 70 сил. Рядом трактор СТЗ, детище Сталинградского завода. В нем 30 лошадиных сил: 15 из них шли на передвижение самой машины по полю, 15- на крюк на тяговое усиление.

Вот такая техника той давней поры, увидеть которую теперь практически невозможно, разве, что в Политехническом музее Москвы.

Человек крутанул заводную ручку у полуторки, и машина легко завелась. Он подошел к трактору СТЗ, этому древнему железному коню, опять же крутанул ручку и...заработал движок. Не загрохотал с перебоями, а именно заработал ровно и ритмично, словно хорошо обкатанный, побывавший в умелых руках. Впрочем, оно так и было. Человек демонстрировал нам всю эту музейную технику, был мастер производственного обучения Новоторъяльского ССПТУ-3 Сергей Данилович Михеев - кудесник, умелец, волшебник, мастер золотые руки: другие слова к этому человеку не подходят.

Действительно, по винтику - по гаечке перебрал он всю технику, вдохнул в нее новую жизнь, заставил заработать.

Работал С.Д.Михеев трактором при МТС, с 1949 года стал бригадиром, в том же году получил после окончания пятимесячных курсов права тракториста. А те четыре года, что предшествовали этому памятному для Сергея Даниловича событию, работал без прав: в ту послевоенную пору не до этих тонкостей было – знаешь технику – иди и работай на ней. И работал молодой тракторист, а техника была такая, что часто ломалась: вот тогда-то, прямо в поле бывало, приходилось, засучив рукава, лезть в железное нутро трактора и чинить его...

Биография Михеева если и не богата что внешними событиями, богата в другом: все эти годы – с машинами, с техникой, узнал ее, как говорится, от и до.

История старых машин и тракторов, поселившихся теперь в Новом Торъяле, такова.

Года два назад услышал Сергей Данилович, что в поселке Красногорский, в гспитале инвалидов Отечественной войны, еще работает старенький ЗИС-5. Сергей Данилович поделился своими мыслями с директором училища Геннадием Григорьевичем Поповым, тот горячо поддержал идею и решили они обменять тот «зисок» на другую машину. Поехали в Красногорский, договорились обо всем, отдали за «ЗИС-5» «ГАЗ-52». Шофер, прежний владелец старого «зиска», хотя и бережно обращался с машиной, хоть и любил ее, только не был таким мастером, как Сергей Данилович. А уж тот, получив «ЗИС-5», только что не вынянчивал каждую деталь, подлатал кузов, поправил кабину, отладил ходовую часть. И стала машина как новая...

У каждого работающего экспоната этого своеобразного музея своя история. Тот «Универсал», что стоит теперь на постаменте у входа, привезен из Цибикнура, где есть небольшой школьный музей.

Михеев и его автомобили ...Полуторку нашли в деревне Иркино Звениговского района. Держал ее у себя совхозный пожарник, была полуторка без кузова и кабины – не машина, а металлический скелет на колесах. Под руками Сергея Даниловича Михеева обрела она новый вид.

И совсем уже любопытно появление в ССПТУ-3 трактора СТЗ. Под Саратовым служил выпускник Новоторъяльского училища Владимир Иванов. Там - то он, в одном из колхозов, и увидел в куче металлолома старый трактор. Отслужил Володя, вернулся домой, стал шофером в родном училище. Когда занялся Сергей Данилович восстановлением старой техники, вспомнил и Владимир про трактор, виденный им во время службы, рассказал С.Д.Михееву. Тот к директору: так мол итак, не съездить ли мне под Саратов.

Поехал: действительно, лежит на боку развалюха - развалюхой в куче металла, того и гляди - на переплавку увезут. В колхозном правлении не упрямились. Сказали так: забирайте, везите, только взамен нам столько же по весу металлолому верните. И поехала в Саратовскую область машина, груженная металлоломом, и привезла она назад останки старого трудяги - трактора.

И опять под умелыми руками Сергея Даниловича ожил трактор, заработал мотор, закрутились колеса - хоть сейчас цепляй плуг и в поле...

-Сергей Данилович, что заставляет вас отдавать столько времени своему увлечению, делать иной раз невозможное?

-Что заставляет... Вся моя жизнь прошла возле машин, тракторов и сними. А вот с этими, - кивнул мастер в сторону «старичков», - с ними связана моя молодость. И обидно бывает: мы, люди, еще живы, еще крепко ходим по земле, а этих вроде и не было никогда. А ведь они для человека столько сделалаи, новую жизнь по сути на селе построили. Вот ведь что.. Да и молодежи нашей полезно знать, с чего начали их отцы и деды, куда за эти годы шагнула техника. Ведь на пустом месте ничего не рождается: не было бы этого «Универсала», не было бы и К-700. В старой технике - моя рабочая память, моя благодарность.

А вот видите- ДТ-54 стоит, тоже думаю в наш музей его определить. Некоторые говорят: мол, куда ты, Данилыч, «пятьдесят четверку» в музейные экспонаты записываешь, их вон еще сколько по полям бегает. Верно, бегают. Да только с каждым годом их все меньше да меньше становится. Неровен час и эти проглядеть можно. Вон ведь техника как быстро шагает. А этим трактором уже сейчас, как говорится, при жизни, памятник можно ставить – они нашу целину подняли.

Сергей Данилович запер дверь, за которой остались техника, сказал: - Пойдемте, еще кое что покажу... Только взгляду такого мастера, как Сергей Данилович Михеев, вероятно, было понятно, что находится в этой куче металла. А из того, что он показал нам, Сергей Данилович собирается собрать два старых автомобиля ГАЗ-АА и «Урал-ЗИС».

-Вот тоже недавно сюда привезли. Работы здесь, конечно, хватит, но сделать можно. Надо сделать!

И сомневаться не приходится: раз Сергей Данилович берется, значит точно – сделает.

На прощанье старый мастер сказал: - если вы и впрямь писать собираетесь, то напишите-ка вот что: ведь есть же еще где-нибудь старый машины лежат себе, ржавеют, на металлолом их свозят.пусть ваши читатели сообщат мне: где есть старая техника, какой марки. Приеду, посмотрю, авось что-нибудь для себя и выберу. А писать мне так: Новый Торъял, ССПТУ-3, Михееву Сергею Даниловичу. Очень я буду тем людям благодарен...

( из материалов газеты «Молодой коммунист» за 19 июня 1984 года)

 


 

По рассказам работников лицея, трактор поставили на площадку в начале 80-х годов.

Инициатором этого дела был мастер производственного обучения С.Д.Михеев. Постановка одного из первых отечественных тракторов на постамент послужила как бы толчком для поиска и реставрации старых машин. Этим интересным делом увлекались тогда многие курсанты. Откуда только не привозили старые, годные только Для металлолома машины и тракторы. За несколько лет были собраны девять тракторов и машин первых отечественных марок. Постоянную помощь оказывали собирателям старины директор училища Г. Г. Попов и завуч Ю. П. Лебедев.

Профессиональное училище гордилось коллекцией старой техники. Вот что писала газета «Смена», выпускаемая педагогическим институтом им. Н. К. Крупской, в 1987 году

Особую гордость и чувство патриотизма вызывают реставрированные старые тракторы и автомашины. За 5 лет упорного труда восстановлены и приведены в рабочее состояние трактора-ветераны «Универсал-2», СТЗ-ХТЗ, автомобили ЗИС-5, ГАЗ-АА, первый советский «джип» ГАЗ-67, «Москвич М-401». В дальнейшем были восстановлены «Урал-ЗИС», «ГАЗ-51», тракторы СТЗ-ХТЗ 15-30, ДТ-54, Т-74. Автомобиль ГАЗ-АА, больше известен среди шоферов как «полуторка». Это один из первых советских грузовиков, которые стали выпускать на Горьковском автозаводе в 1932 году мощностью в 40 лошадиных сил. Не менее известная машина - трехтонка «ЗИС-5».

военный парад прошел...В честь 50-летия Победы состоялся автопробег по дорогам Сернурского, Мари-Турекского, Параньгинского и Куженерского районов. Вышла колонна, в составе которой были автомашины, - «Москвич-401» (1953 года выпуска), ГАЗ-67 (1946 г.), ЗИС-5 (1933 г.) и ГАЗ-АА (1940 г. выпуска). Где бы ни останавливалась колонна, ее окружал народ. Каждому интересно было посмотреть на технику, работавшую в 30-50 годах. Инициатором пробега был С.Д.Михеев. Он говорил: «Вся моя жизнь прошла возле машин, а вот с этими «старичками» прошла моя молодость.

В августе 2009 года, машины Сергея Даниловича Михеева снова были в боевом строю, которые использовались на мероприятиях посвященные 85-летию образования Новоторъяльского района.

 

Яндекс.Погода

Хостинг от uCoz