Из истории училища ...

Новый Торъял училищеНовоторъяльское профучилище является одним из старейших учебных заведений Республики Марий Эл, которое было организовано по Постановлению Совета народных комиссаров Марийской АССР № 735 от 13 сентября 1941 года.

Учебные занятия с учащимися школа начала в декабре 1941 года.

У новой школы не было учебных классов. Занимались в приспособленных старых домах. Теперь этих домов нет. Они стояли по улице Советской.

Первыми учениками были молодые девушки и парни пятнадцати-шестнадцати лет. Они пришли учиться и стать трактористами, комбайнерами, чтобы заменить ушедших на фронт Великой Отечественной войны своих отцов, братьев и сестер.

Учащихся было много, а классов мало. Поэтому занимались поочередно с раннего утра до поздней ночи.

Первыми преподавателями были: бывший старший механик Новоторъяльской МТС, инженер-механик Петров Дмитрий Георгиевич и его жена, тоже инженер-механик Петрова Полина Георгиевна; техники-механики: Рачков Викторин Николаевич, Швачев Николай Евгеньевич; механики: Толстухин Иван Павлович, Таланцев Иван Тимофеевич. Первым директором был Долматов Василий Яковлевич. Он же исполнял обязанности завуча, т. к. по штату должности завуча не было.

Эти преподаватели привезли в школу два колесных трактора «СТЗ» из Новоторъяльской и Йошкар-Памашской МТС; один газогенераторный трактор «ХТЗ-Т2Г» из Ронгинской МТС, два плуга, культиватор, сеялку, комбайн «Коммунар» и молотилку «МК-1100».

Новая школа готовила кадры механизаторов для тринадцати МТС северо-восточной части Марийской АССР. Кандидатов на учебу отбирали мобилизационные отделы райисполкомов, а направляли на учебу директора МТС. Школа принимала всех направляемых.

Трудно было учиться первым курсантам. Теоретические занятия проводились в четырех маленьких комнатах, называемых классами, а практические - у машин, на открытом воздухе и в мастерской Новоторъяльской МТС. Для хранения машин у школы не было никаких помещений. По вечерам занимались при свете керосиновых ламп.

Общежития не было. Учащиеся проживали на частных квартирах и стоимость квартиры оплачивали сами. Курсанты получали 140 рублей стипендии в месяц, по 400 гр. хлеба в день и в каждый квартал: 600 гр. кондитерских изделий, 100 гр. чая, 400 гр. хозяйственного мыла, 9 коробок спичек и 3 литра керосина. В месяц каждому выдавали 200 гр. жиров и 800 гр. крупы и макаронных изделий. Из этих продуктов только хлеб выдавался без задержки каждый день, а в обеспечении другими продуктами питания, а также мылом, спичками и керосином бывали большие перебои. Часто кондитерские изделия, крупу и макароны заменяли картошкой.

В классах не хватало мебели, наглядных пособий. Преподаватели с курсантами чертили схемы механизмов машин и деталей. Не хватало тетрадей, поэтому многие учащиеся на уроках записи вели в старых книгах. И при таких трудных условиях учились не плохо.

За первый учебный год новая школа механизации выпустила 204 механизатора, из них 122 тракториста и 82 комбайнера.

Учебный год закончили в июне месяце выпуском комбайнеров. Весною школа получила из Государственного фонда 3 га земли под подсобное хозяйство. На этой земле посеяли овес, посадили картофель, капусту и другие овощи. Летом преподаватели работали на школьных тракторах в ближайших колхозах. Летом все работники школы рубили дрова, косили сено для двух лошадей, ремонтировали здания, мебель, оборудовали столовую.

Осенью школе передали каменный гараж районного дорожного отдела, куда и были поставлены первые учебные тракторы. В 1942 году произошли изменения в составе преподавателей: в мае месяце освобождена с работы Петрова П. Г., в сентябре месяце Таланцев И. Т. был призван в Красную Армию, в октябре месяце Швачев И.Е. был переведен в Ардинскую школу механизации. Вместо ушедших пришли новые преподаватели: механики Новоторъяльской МТС: Лебедев Иван Григорьевич и Сапаев Степан Ефимович. Преподавателя Петрова Д. Г. назначили заведующим учебной частью.

Новый учебный год начался в ноябре месяце. План подготовки механизаторов был увеличен до 353 человек. Из-за недостатка классных комнат занятия проводились в две смены. Обеспечение курсантов продуктами питания не изменилось. Только хлеба стали выдавать по 500 гр. в день. В школу было принято 510 человек, из них более половины девушек.

В отличии от прошлого года теперь работала столовая, которая готовила обед из одного первого блюда и ужин из одного блюда. Столовую обеспечивали продуктами из фондов, выделяемых курсантам местным сельпо и подсобного хозяйства училища. Многие курсанты в столовой не обедали, а питались на квартире своими продуктами.

Условия учебы не изменились. Занятия проводились в тех же классах, а практика проводилась на открытом воздухе. За второй 1942-1943 учебный год школа выпустила 361 механизатора. Из принятых в школу, 139 человек не окончили курс обучения. Из них 16 человек были призваны в Красную Армию, на фронт, 44 человека отозвали МТС обратно на работу в колхоз, 4 человека освобождены по болезни, остальные ушли по разным причинам. Из самовольно ушедших 4 человека были осуждены Народным судом на принудительные работы, как уклоняющиеся от мобилизации на трудовой фронт в военное время. В то время на учебу в школу принимали по мобилизации, как и в другие школы фабрично-заводского обучения.

Из выпускников этого года. Отмахов Сергей Иванович, после окончания школы служил на фронтах Великой Отечественной войны. В 1946 году вернулся, работал трактористом в МТС, с 1950 года работал в училище, заочно окончил индустриальный техникум профтехобразования. Многие годы был преподавателем по автоделу. В 1943 году школе передали недостроенное деревянное здание районного отделения связи. Его приспособили под главный учебный корпус: четыре комнаты отвели под учебные классы, одну - под канцелярию. Здесь проводились теоретические классные занятия, а практические занятия проводились в холодном автогараже и на улице. Зимой, каждый день на двух лошадях, курсанты привозили дрова из Симашатского леса для отопления школы, общежития и столовой. Столовая ежедневно готовила 120 обедов и 60-70 ужинов. Мясных блюд не было.

Зимой, в начале 1944 года, несмотря на очень тяжелые условия учебы, курсанты подписались на государственный заем на 650 рублей и пожертвовали на строительство танковой колонны 9895 рублей. В 1943-1944 учебном году было выпущено 250 человек, из них 209 женщин.

Весной 1944 года школа уже имела в своем подсобном хозяйстве 8,5 га земли, на которой посеяла: овес, гречиху, просо, вику на сено; посадила картофель, свеклу, морковь, капусту, огурцы, помидоры. Весь урожай был использован на питание.

В 1943 году стали работать в школе с марта месяца - преподаватель-механик Соколов Никон Дмитриевич, с октября месяца - завхозом Логвинов Иван Николаевич. С июля месяца начал работать комсорг ЦК ВЛКСМ Бирюков Петр Яковлевич из деревни Павлушата. В октябре месяце, завуча школы Петрова Дмитрия Георгиевича Наркомзем перевел в Ардинскую школу механизации, а вместо Долматова Василия Яковлевича, директором назначили Вершинина Филиппа Федоровича.

В сентябре и октябре, после окончания отделения механиков в Ардинской школе механизации, были приняты на работу инструкторами: Овчинникова Мария Михайловна и Пуртова Евдокия Филипповна. Стал работать преподавателем Таланцев Иван Тимофеевич.

Третий 1943-1944 учебный год школа начала в новом учебном здании. Заниматься стало немного лучше. По вечерам стали проводить дополнительные занятия.

В 1944 году, летом, школа отремонтировала райкому партии легковую автомашину «М-1», а осенью приступила к капитально-восстановительному ремонту выбракованной грузовой автомашины ГАЗ-АА, с передним и задним мостом. Раму нашли и привезли из Люльпанского детского дома, двигатель поставили с учебного комбайна «Коммунар». Восстанавливали машину преподаватели: Соколов Н. Д. и Толстухин И. Г., в деревне Коряково, во дворе дома №5. они работали до глубокой осени.

Наступил учебный год. Толстухин и Соколов вернулись в школу, машину восстановили летом 1945 года. Автоинспекция приняла и разрешила эксплуатировать ее. Первым шофером на ней работала Чернова Валентина Тимофеевна.

Зимой 1945 года Вершинин Ф. Ф., поправившись от ранения, вновь был призван в армию. В марте месяце назначили нового директора, вернувшегося с фронта, агронома по специальности, Милютина Александра Ивановича.

Окончилась Великая Отечественная война победой над фашистской Германией. Сколько восторга и слез радости было у молодых парней и девчат, будущих механизаторов.

Стали возвращаться домой бойцы Красной Армии, среди них и бывшие трактористы, комбайнеры, водители, бригадиры тракторных бригад.

В начале июля 1945 года вернулся Вершинин Ф. Ф., с 7 июля стал директором школы.

В августе начали строить теплый тракторный гараж, строили до поздней осени, но не закончили; не было пола, окон и потолок остался без насыпи. Начались учебные занятия. Очень трудно проходил набор учащихся. Мобилизация была снята, на учебу принимали по направлениям МТС. Директора многих МТС не послали людей, согласно плану. Они теперь не нуждались в механизаторах, т. к. вернулись на работу демобилизованные воины. Поэтому в 1945-1946 годах школа, вместо 375 человек по плану выпустила только 199 человек, из них 71 женщину. В парке учебных машин было: 7 тракторов, 2 комбайна, из них один северный «СКАГ-5А», 3 плуга, одна льномолотилка, 2ВНИИЛ-5», две молотилки, одна сеялка и один культиватор.

Весной и летом 1946 года школа получила две новых машины ГАЗ-АА, автомобилей в хозяйстве стало 3.

В мае 1946 года школа набрала учащихся на первые курсы шоферов. Учили бесплатно, принимали по командировкам МТС. Первыми инструкторами на курсах шоферов были вернувшиеся из армии Домрачеев Михаил Васильевич, Бахтин Василий Афанасьевич и Помыткин Иван Павлович, а преподавателями: Соколов Н. Д. и Рыбаков К.Т. в марте месяце 1946 года стал работать в качестве инструктора по с/х машинам Лебедев Павел Трофимович.

Летом закончили строительство тракторного гаража размером 8х24 метра. Он отапливался двумя круглыми печами. На одном конце этого гаража за деревянной перегородкой занимались по сельхозмашинам: плугам, культиваторам и сеялкам. Осенью этого же года было закончено строительство дощатого сарая. Сюда поставили молотилки, комбайны и другие с/х машины. Условия для практических занятий немного улучшились. Монтажных инструментов стало больше. Машины можно стало разбирать, собирать и регулировать.

Осенью 1946 года набор учащихся проходил еще хуже. В МТС трактора и комбайны были старые, износившиеся, часть из них уже нельзя было ремонтировать. Машинно-тракторный парк уменьшался. МТС обходились старыми кадрами механизаторов. Поэтому школа в 1946-1947 учебном году выпустила всего 101 механизатора, в 1947-1947 учебном году - 102, в 1948-1949 учебном году - 179.

трактористы в училищеВ 1948 году МТС Марийской АССР получили несколько десятков новых тракторов старых марок. Промышленность восстанавливалась и готовилась выпускать новые, более мощные тракторы и самоходные комбайны. Школе предстояла большая работа по подготовке механизаторов для работы на новой, более современной и мощной технике. Первые самоходные комбайны «С-4» в школу поступили в 1949 году, а первые дизельные тракторы «ДТ-54» - в 1950 году. Чтобы самим знать новые машины, преподаватели и инструкторы работали на школьных самоходных комбайнах в ближайших колхозах. В 1949 году работали в колхозе «Путь Ленина» зав. производственным обучением Гафнер Игорь Александрович с инструктором Серебряковой Апполинарией Максимовной; в колхозе «Урал» завуч Рыбаков Кузьма Тихонович с инструктором Глушковым Юрием Филипповичем, а в следующем, 1950 году тоже в колхозе «Путь Ленина» работал преподаватель Соколов Никон Дмитриевич.

Вершинин Ф. Ф. директором школы работал до начала 1948 года. С февраля месяца, временно, обязанности директора исполнял завуч школы Рыбаков К. Т. В апреле 1949 года на должность директора школы был назначен преподаватель Аксенов Андрей Федорович. Он проработал до осени следующего года. В ноябре 1950 года его Наркомзем Республики снял и на его место назначил Дурова Демьяна Александровича.

Подсобное хозяйство школы росло из года в год. Школе выделили из госфонда поле между деревнями Лебедево, Павлушата и Енер-Мучаш, 66 га земли. Был введен семипольный севооборот. Осенью были закуплены три дойные коровы. Хлева не было. Первую зиму их держали в частном хлевушке в деревне Шукшандюн, у Шиховой А. С. Продукция подсобного хозяйства шла в столовую, на питание учащихся. Излишки зерна сдавались государству.

Школа ежегодно что-либо строила. Так, летом 1947 года был построен под одной крышей скотный двор для трех коров и лошади; склад для фуражного и семенного зерна. В 1948 году построили второй склад, в 1949 году нефтебазу на 7 тонн.

Весной 1951 года было начато строительство нового типового двухэтажного учебного корпуса на 200 учебных мест. Место было выделено по улице Осоавиахима, ныне Коммунистической; на земле, занимаемой районном ветеринарной лечебницей под огороды своих сотрудников.

В апреле 1952 года начали строить двухэтажное общежитие на той же улице, напротив учебного корпуса. Оба здания строились подрядным способом из местного бутового камня. Их строила Строительно-монтажная контора Министерства сельского хозяйства Марийской АССР. В строительстве большую помощь оказывали учащиеся и работники школы. На стройке не было никаких подъемных механизмов. Все копали, таскали и поднимали вручную, на себе. Раствор готовили в больших деревянных ящиках, мешая песок, цемент и известь железными лопатами. Затем готовую густую тяжелую массу на носилках таскали каменщикам на кладку толстых стен. Так же на носилках таскали и бутовый камень.

Осенью подсобные рабочие ушли в свои колхозы на уборочные работы. Их заменили работники училища.

С 1949 года в МТС республики стала поступать новая техника: дизельные тракторы и самоходные комбайны. В 1951 году были выпущены первые 27 трактористов дизельных тракторов, 75 механиков-комбайнеров. В машинном парке МТС еще основную массу составляли карбюраторные тракторы. Их двигатели расходовали очень много смазочного масла-автола. В нефтебазах МТС накапливалось много отработанного автола, а его можно было переработать перегонкой - регенерировать, т. е. восстанавливать и вновь использовать для картерной смазки. В 1950 году школа, используя регенерационную установку на нефтебазе Новоторъяльской МТС, подготовила мастеров регенерации отработанного автола для 10 МТС республики.

В 1949-1950 году школа выпустила 302 механизатора, а в 1950-1951 учебном году - 399. новой техники продолжало поступать больше и больше. Механизаторов не хватало. Старых трактористов на краткосрочных полуторамесячных курсах переподготовки, готовили на новые дизельные тракторы; а комбайнеров старых прицепных комбайнов готовили на самоходные комбайны.

В 1951-1952 учебном году было выпущено 752 механизатора, из них 202 механика- комбайнера, 61 льнотеребильщика, 391 тракториста. Такой большой нагрузки школа не имела ни в один год из всех десяти лет своей работы. Преподавателям и инструкторам приходилось заниматься в две смены. Помещения не хватало, занимались в общежитии, а летом в сарае сельхозмашин.

Выпускница этого года - льнотеребилыцица Елена Еремеевна Кочергина стала Героем Социалистическою труда, и была избрана депутатом Верховного Совета СССР.

На предстоящий учебный год план подготовки и переподготовки механизаторских кадров школе был дан очень большой - 800 человек разных специальностей. В августе месяце по направлению Наркомзема Республики были приняты на работу преподавателями молодые инженеры - окончившие Ленинградский институт механизации сельского хозяйства: Крол Семен Маркович и его жена Генриэтта Алексеевна, преподавателем агрономии была принята Попова Ефросиния Ивановна, студент-заочник Московского института механизации сельского хозяйства Мирошин Иван Игнатьевич, из лучших механизаторов МТС были приняты 9 человек на инструкторскую работу.

 

продолжение

Яндекс.Погода

Хостинг от uCoz